Время на чтение: 5 мин 16 сек
Очевидно, что собственник создает бизнес не для того, чтобы платить или не платить налоги. Хотя у налоговых чиновников на полном серьезе встречается и иное мнение. Помимо всех тех вопросов, что мы уже обсудили в прошлых выпусках, у владельца бизнеса полно рутинных вещей, о которых нужно думать параллельно. И среди них — управленческие риски и защита активов.
По статистике, корпоративные споры за последние семь лет прирастают почти на 20% ежегодно. Основную массу (более 70%) при этом обеспечивают именно компании малого и среднего бизнеса. Просто потому, что многие не умеют договариваться.
В обычаях делового оборота в лучшем случае обговорить условия «входа в тему» — хлопнули по рукам, обмыли, а дальше война план покажет. Но редко доходит до системного определения круга обязанностей, закрепления зон ответственности, выхода из бизнеса, обсуждения вопросов наследования долей и т.д. Часто мы видим конфликты, тлеющие годами. А когда дойдет до искры, обязательно появляются еще и подстрекатели решить все через суд — юристы и адвокаты, которые на этом зарабатывают.
Но не забывайте: конфликт между партнерами в долях 50/50 не имеет судебной защиты (суд предложит вам либо ликвидировать бизнес, либо выкупить друг у друга долю), это раз. А во-вторых, судебный исход конфликта в 35% случаев — банкротство.
Какие акценты можно выделить с точки зрения управленческих рисков?
Первое — это переход собственника на стратегический уровень – «выход в астрал», как мы это называем. Рано или поздно по разным причинам собственник хочет устраниться от операционного управления. Кому-то больше по душе книжки читать, рыбу удить или на моря перебраться.
Вслед за желанием выйти в астрал следует желание децентрализации бизнеса с сохранением владельческого контроля. Но если вы отстраняетесь от операционного управления, нужно решить, кто займется им вместо вас. И по какой странной причине этот человек будет рвать на себе рубашку так же рьяно, как и вы.
Второе — прозрачность и управляемость бизнеса. Для начала нужно понять, что такое ваш бизнес. Как показывает практика, собственники свой бизнес достоверно представляют на 70-80%, все остальное — это желаемое, выдаваемое за действительное. Что, в принципе, норма.
Но вы обычно смотрите на свое детище в моменте. А у него есть прошлое и будущее, да и ключевые сотрудники меняются. И если, например, бизнес ведет себя агрессивно с точки зрения налоговой оптимизации, то как минимум появляется липовый документооборот, который ввиду ситуационного подхода и сменяющихся ответственных лиц постепенно сращивается с реальным.
Да так, что через некоторое время уже невозможно понять, где вымысел, а где реальность. И в этой мутной воде за ваш счет отлично разводит свою рыбу менеджмент среднего звена.
Третий момент — чем больше мы стараемся себя обезопасить и словить эффект налоговой оптимизации, тем больше у вас желания прибегнуть к множественности субъектов. Конечно, можно «напилить» бизнес на несколько десятков компаний, но вам же потом всем этим нужно будет управлять!
Приведу почти анекдотический случай из времен, когда существовал единый социальный налог и у упрощенцев была пониженная ставка. Один аудитор мне жаловался: «Не ем, не сплю, думаю о клиентах, а они мне голову хотят открутить!». К нему обратился клиент с вопросом: действительно ли можно получить дополнительный налоговый эффект, раздробив бизнес на мелкие компании? Какой вопрос, такой и ответ — аудитор ответил, что такое возможно.
Оказалось, что это была производственная компания численностью 800 человек, ее разбили на восемь — по алфавитному списку сотрудников. Шутки шутками, но после налоговой проверки и существенных доначислений собственник приехал на реальные разборки с аудитором.
На самом же деле это настоящая проблема — определиться с тем, кто будет учредителями и руководителями вновь образуемых компаний. Ведь, с одной стороны, собственнику интуитивно хочется обеспечить юридический контроль посредством своего участия во всех компаниях (особенно с активами), а с другой — тема «взаимозависимости» висит как дамоклов меч (порой необоснованно). При множественности субъектов и номинальности руководителей вы зачастую перестаете владеть ситуацией.
Четвертое — вход и выход из бизнеса и перераспределение ролей. Эта история корнями упирается в особенности корпоративного регулирования. Как правило собственники не могут договариваться о чем угодно, и нужно чесать правое ухо левой рукой, ища обходные пути.
Посмотрите для начала уставы ваших компаний— они же написаны черт знает как. Вы либо скачали их из интернета, либо заказали составление юридической фирме, которая скачала их из интернета.
Обратите внимание на общий порядок принятия решений, где расписана необходимость уведомления о проведении общего собрания за месяц! У вас же отродясь такого не было! Или вас, условно, три партнера, а один полгода проводит за границей — чакры открывает в Тибете, где мобильная связь не ловит. А юристы вам в уставе написали: принятие решений 100% голосов! И, как говорят наши клиенты, приплыли у вас тапочки к дивану.
С выходом из бизнеса то же самое — у вас прописаны стандартные положения. Но такой порядок не предполагает как результат работоспособность бизнеса после раздела, и при выходе из организации даже одного партнера вы свою компанию потеряете. В 70% случаев выходят из бизнеса из-за обид или ссор, а не из рациональных соображений. Добавим к этому смертность — неожиданная гибель одного из партнеров приводит к тому, что наследники пытаются получить действительную стоимость доли в том порядке, который описан у вас в уставе. А это означает только одно — конец вашего бизнеса. Чтобы этого не произошло, вы должны договориться о чем-то другом, пока вы еще дружны.
Пятое — гарантии наследников. Хотите вы этого или нет, в законе есть понятие обязательной доли наследования, которое может аукнуться вашему бизнесу. И привести к таким интересным ситуациям, когда дети продают заводы, чтобы шикануть, купив квартиру, или выселяют папу из его коттеджа.
С другой стороны, иногда наследование близким родственникам противоречит интересам самого бизнеса. И вот основатель (и отец по совместительству) скрепя сердце готов идти по другому пути, передавая бизнес более компетентному лицу и гарантируя семье, например, пассивное участие в доходах в сниженной доле. Однако обязательная доля наследования может встать на пути. Особенно если речь идет именно о детях, поскольку супруга основателя с его решением может быть не согласна. И проблема эта возводится в степень, кратную количеству партнеров. Таким образом, и этот вопрос мы тоже должны иметь в виду, проектируя бизнес.
Жизнь доказывает, что вопросы формального юридического закрепления права собственности реального владельца бизнеса (непосредственное владение либо участие в компании-владельце имущества) должны решаться заранее.
Главная причина — отсутствие страховки от развода, ссоры с партнерами по бизнесу, конфликта с детьми, тещей, свекровью и другими близкими и дальними родственниками, на которых очень часто регистрируются компании и приобретается имущество. Поэтому, разобрав в следующей серии проекта имущественные риски, мы перейдем к инструментам регулирования отношений между собственниками и обеспечения управленческой безопасности.
На большой встрече присутствовало 70 участников – активных бизнесменов с Польши и Германии.
Время на чтение: 0 мин 42 сек
Министерство финансов Нидерландов опубликовало письмо в Парламент о прекращении соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией от 1996 года.
Время на чтение: 1 мин 54 сек
Хотите получать новые статьи прямо на почту?
Подпишитесь на рассылку новостей!